Помощь родителям.

Индексация пособий в 2018 году (таблица)

Коэффициент индексации детских пособий и иных социальных выплат, повышение которых начиная с 2018 года производится по единому порядку с 1 февраля в соответствии со статьями 1-11 федерального закона от 19.12.2016 г. № 444-ФЗ, утвержден постановлением Правительства от 26 января 2018 г. № 74 «Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году» на основании данных Росстата об итоговой общегодовой инфляции за весь прошедший 2017 год, которая ранее была определена на уровне 2.5% (что соответствует коэффициенту индексации 1.025). Постановление вступает в силу с 01.02.2018 года.

Постановление Правительства - Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году

Также для определения максимального и минимального размера пособий по социальному страхованию, выплачиваемых ФСС и рассчитываемых исходя из среднего дневного или среднемесячного заработка, необходимо учитывать изменение с 1 января 2018 года двух других показателей:

  • минимального размера оплаты труда (МРОТ) — повысился с 7800 до 9489 рублей (см. федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 421-ФЗ);
  • предельной величины базы для исчисления страховых взносов в ФСС — в 2018 году повышается с 755 до 815 тыс. рублей (см. постановление Правительства от 15 ноября 2017 г. № 1378).

Исходя из этой минимально необходимой информации можно рассчитать размер пособий на детей в 2018 году с учетом запланированной на 1 февраля индексации (см. таблицу).

 

Таблица — Пособия на детей в 2018 году

Примечание: ко всем указанным в таблице суммам выплат семьям с детьми, за исключением материнского капитала и пособия по беременности и родам работающим женщинам, применяются повышающие районные коэффициенты, на которые необходимо умножать установленные на федеральном уровне размеры детских выплат (они приводятся в таблице).

Название пособия Устанавливаемый размер выплаты, руб.
с 1 января 2018 года с 1 февраля 2018 года (+2,5%)
Декретные (пособие по беременности и родам)
— работающим женщинам (в наиболее общем случае) 100% среднего дневного заработка за каждый день больничного по беременности и родам (в 2018 году для расчета среднего заработка принимаются доходы, начисленные работнику в 2016 и 2017 году)
— работающим женщинам минимум (рассчитывается за каждый день больничного по величине МРОТ)
  • 43615,65 — в обычном случае за 140 дней листка нетрудоспособности;
  • 48600,30 — при осложненных родах (156 дней больничного);
  • 60438,83 — при многоплодной беременности (194 дня декрета)
— работающим женщинам максимум (устанавливается исходя из предельной величины страховой базы)
  • 282106,70 — за 140 дней;
  • 314347,47 — за 156 дней;
  • 390919,29 — за 194 дня
— безработным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации (выплачивается в органах Соцзащиты) 613,14 за 1 месяц больничного 628,47 в расчете на 1 месяц
женщинам, обучающимся по очной форме в размере стипендии, установленной образовательной организацией (независимо от того, на платной или бесплатной основе осуществляется обучение)
— женщинам, проходящим военную службу по контракту в размере установленного по месту службы денежного довольствия
Единовременные пособия
Пособие женщинам, вставшим на учет на ранних сроках беременности (до 12 недель) 613,14 628,47
Пособие беременной жене военнослужащего по призыву 25892,45 26539,76
Пособие при рождении ребенка в 2018 году 16350,33 16759,09
Пособия на ребенка, переданного на воспитание в семью (усыновление, опека и попечительство, приемная семья) 16350,33 или
124929,83 *
16759,09 или
128053,08 *
* Примечание: в более высоком размере устанавливается при усыновлении ребенка-инвалида, а также ребенка в возрасте от 7 лет или нескольких детей, которые приходятся друг другу братьями и (или) сестрами
Материнский капитал в 2018 году 453026 (не повышается с 01.01.2016 по 01.01.2020 года)
Ежемесячные пособия
Пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет 40% от среднемесячного заработка (для расчета которого в 2018 году принимаются доходы за два полных предыдущих года — 2016-й и 2017-й), но не менее установленного законом минимума (который выплачивается в том числе неработающим гражданам через Соцзащиту):
  • 3065,69 — на первого ребенка;
  • 6131,37 — на второго, третьего и последующих
  • 3142,33 — на первого (3788,33 руб. минимум работающим по МРОТ);
  • 6284,65 — на второго и каждого следующего
Ежемесячная выплата при рождении первого или второго ребенка до 1.5 лет с 2018 года Региональный прожиточный минимум на ребенка за 2 квартал 2017 года (в зависимости от региона — от 8247 до 22222 рублей)
Пособие на ребенка военнослужащего, проходящего службу по призыву 11096,76 11374,18
Пособие по потере кормильца на ребенка военнослужащего 2231,85 2287,65
Ежемесячная выплата до 3 лет на каждого ребенка, проживающего в чернобыльской зоне
  • 3162,00 — от рождения до достижения 1.5 лет;
  • 6324,00 — на ребенка в возрасте от 1.5 до 3 лет
  • 3241,05 — от 0 до 1.5 лет
  • 6482,10 — от 1.5 до 3 лет
Ежемесячная выплата на третьего ребенка до 3 лет В размере установленного в регионе одного прожиточного минимума на ребенка
Детское пособие до 18 лет в 2018 году малообеспеченным семьям Устанавливается во всех регионах страны согласно ст. 16 закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ и выплачивается ежемесячно либо ежеквартально. Размер пособия, сроки и периодичность его индексации устанавливается региональными законами исходя из возможностей бюджета

 Единовременные пособия при рождении ребенка в 2018 году

Независимо от того, какой ребенок по очередности его появления в семье будет рожден в 2018 году (первый, второй, третий или последующие), в связи с этим событием законом на федеральном уровне предусмотрено единственное единовременное пособие, полагающееся одному из родителей до достижения ребенком возраста 6 месяцев.

Оно предоставляется в одинаковом размере как работающим (через работодателя из ФСС), так и неработающим гражданам (оформляется в органах Соцзащиты населения и выплачивается из федерального бюджета), на каждого рожденного ребенка:

  • 16350,33 рублей с 1 января (до проведения очередной индексации);
  • 16759,09 рублей — с 1 февраля 2018 года (с учетом индексации на 2.5%).

Если один или оба родителя ребенка работают (или служат), то пособие оформляется по месту работы. Оформить выплату через Соцзащиту по месту жительства (а также месту пребывания или фактического проживания) семье можно только в том случае, если оба родителя не работают либо учатся.

Процедура оформления пособия упрощается, если законный родитель у ребенка единственный (то есть если оформляется оно матерью-одиночкой или отцом, воспитывающим ребенка без матери, которая умерла либо лишена родительских прав). В этом случае не требуется предоставлять справку о неполучении пособия вторым родителем.

Другие единовременные пособия, связанные с рождением ребенка, полагаются только женщине и оформляются чаще всего еще до рождения ребенка (в том числе декретные выплаты, которые полагаются только работающим женщинам и оформляются на сроке 28 или 30 недель беременности).

Дополнительно к декретным по месту работы выплачивается символическое единовременное пособие в размере 613,14 рублей (628,47 рублей с 1 февраля 2018 года) женщинам, вставшим на учет в женскую консультацию на ранних сроках беременности. Для его получения необходимо вместе с больничным по беременности и родам предоставить работодателю при оформлении декретного отпуска справку о постановке на учет на сроке до 12 недель.

Для неработающих женщин за раннюю постановку на учет никакой доплаты к единовременному пособию при рождении ребенка в 2018 году не предусмотрено.

Руководством субъектов федерации через органы Соцзащиты населения дополнительно к представленному федеральному перечню могут предоставляться дополнительные региональные пособия при рождении ребенка. В этом случае их размеры и условия получения могут быть самыми разнообразными в зависимости от возможностей регионального бюджета. Например, в Москве при рождении супругами в возрасте до 30 лет второго или третьего ребенка региональное единовременное пособие при рождении может превышать 100 тыс. рублей за каждого ребенка (так называемые лужковские выплаты молодым семьям).

Пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2018 году

Это второе основное федеральное пособие (наряду с единовременным при рождении ребенка), которое предоставляется одному из родителей или другому лицу, осуществляющему уход за ребенком до достижения 1.5 лет, независимо социального положения и факта трудоустройства.

В общем случае гражданам, работающим по трудовому договору (то есть «подлежащим обязательному социальному страхованию от временной нетрудоспособности и в связи с материнством»), ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет рассчитывается в размере 40% от среднего месячного заработка за 2 предыдущих года, но не менее установленного законом минимума.

Однако неработающие родители имеют право на получение этого пособия только в минимальном размере через органы Социальной защиты населения:

  • 3142,33 рублей в месяц — на первого ребенка;
  • 6284,65 рублей в месяц — на второго ребенка, третьего и последующих.

Работающие родители или опекуны ребенка могут получать это пособие в более высоком размере, если их среднемесячный заработок за 2 предыдущих года (в 2018 году это соответственно 2016-й и 2017-й) превышает:

  • если пособие оформляется на первого ребенка — 7870,90 рублей, если отпуск по уходу за ребенком оформляется после 1 февраля 2018 года;
  • если оформление пособия происходит на второго ребенка и последующих — 15741,77 рублей, если пособие назначается после 1 февраля.

Поскольку средний месячный заработок, соответствующий указанному минимальному размеру пособия на первого ребенка, в 2018 году составляет меньше величины МРОТ (7870,90 меньше 9489 рублей), то работающим гражданам минимальный размер пособия по уходу за ребенком в 2018 году будет устанавливаться исходя из величины МРОТ на дату начала отпуска по уходу за ребенком (9489 рублей с 1 января 2018 года, что соответствует минимальному пособию в размере 3788,33 рублей).

Работающим гражданам ограничивается не только минимум, но также и максимальный размер возможных ежемесячных выплат до 1.5 лет. Он определяется величиной страховой базы за 2 прошлых года (то есть суммой годового заработка, с которого отчисляются страховые взносы в ФСС).

Лимиты для расчета пособия по уходу за ребенком на 2018 год в форме социального страхования (из ФСС) приводятся в таблице ниже.

Лимиты для расчета пособия до 1.5 лет работающим Предельные суммы, подлежащие выплате в 2018 году (за один месяц)
с 1 января с 1 февраля
Минимальный размер пособия
— на первого ребенка (по МРОТ) 3788,33
— на второго ребенка и последующих 6131,37 6284,65
Максимум ежемесячных выплат до 1.5 лет
— максимальный размер среднего дневного заработка, используемого для расчета пособия 2017,81
— максимальный размер пособия для работающих граждан (по страховой базе) 24536,55
— для военнослужащих и женщин, уволенных в период декретного отпуска (фиксировано) 12262,76 12569,33

Поскольку пособие до 1.5 лет может оформить только один из родителей, то, как и в случае с единовременным пособием при рождении ребенка, при оформлении пособия (по месту работы или в органах Соцзащиты, если заявитель не работает) необходимо предоставить справку о том, что второму родителю это пособие не назначается и не выплачивается.

Необходимо отметить, что до 1 июля 2016 года пособие по уходу за ребенком полагалось в двойном размере (двойной минимум или 80% среднего заработка) и до достижения ребенком 3 лет семьям в случае их проживания в так называемой «чернобыльской зоне».

Затем это двойное чернобыльское пособие стало выплачиваться в обычном порядке (как описано выше), но дополнительно к нему была введена новая ежемесячная выплата до 3 лет, выплачиваемая через Соцзащиту в фиксированном размере (указаны суммы с 1 февраля 2018 года):

  • 3241,05 рублей — от рождения ребенка до достижения 1.5 лет;
  • 6482,10 — на ребенка в возрасте от 1.5 до 3 лет.

Выплаты на второго ребенка в 2018 году

При рождении в 2018 году второго ребенка выплате подлежит такой же общий перечень пособий, который устанавливается на первенца. Размеры выплат на второго ребенка также не меняются, за исключением увеличенного в 2 раза минимального пособия по уходу за вторым ребенком до 1.5 лет — 6284,65 рублей вместо 3142,33 на первого ребенка с учетом индексации с 1 февраля 2018 года. Этот гарантированный минимум будет выплачиваться на 2 ребенка как работающим родителям (по месту работы через ФСС), так и неработающим (через органы Соцзащиты населения по месту жительства или пребывания).

Более существенное изменение связано с возможностью получения семьей материнского капитала за второго ребенка. Завершение программы запланировано 31.12.2018 г., поэтому на протяжении всего 2018 года у российских семей при рождении 2 ребенка будет возникать право на получение сертификата.

Также необходимо отметить, что с многие российские семьи при рождении второго ребенка могут приобрести статус малоимущей семьи (поскольку семейный доход делится на всех членов семьи, и при сохранении его уровня среднедушевой доход в зависимости от состава семьи автоматически снижается на 25-33% и может оказаться ниже величины регионального прожиточного минимума на душу населения). Это дает родителям возможность на получение дополнительных региональных пособий, выплачиваемых через Соцзащиту преимущественно малоимущим семьям (то есть с учетом так называемых «критериев нуждаемости»).

Размер материнского капитала в 2018 году на второго ребенка

Сертификат на маткапитал не индексируется уже третий год подряд (последняя его индексация на 5.5% проводилась Правительством с 1 января 2015 года). В 2018 году материнский капитал снова будет составлять 453026 рублей, и эта сумма не будет меняться еще как минимум до 1 января 2020 года (то ест всего так называемая «заморозка материнского капитала» может продлиться 5 лет).

Многие справедливо опасаются, что за это время покупательная способность сертификата может существенно снизиться (накопленная инфляция за эти 5 лет только по официальным оценкам может превысить 30%).

Однако необходимо отметить, что нельзя проводить прямых параллелей между показателем инфляции в стране (которая привязана к продуктам потребительской корзины) и обесцениванием материнского капитала, поскольку сертификатом нельзя расплатиться в магазине за обычные товары!

Однако это не совсем так. Строго ограниченный перечень вариантов использования материнского капитала делает его менее чувствительным к изменению индекса роста потребительских цен. Известно, что более 90% владельцев сертификатов направляют его на улучшение жилищных условий (приобретение и строительство жилья), однако цены на жилье с 2015 года в среднем по стране не выросли, а даже существенно упали в первые годы кризиса, и сейчас повышаются умеренными темпами (столичный регион не в счет, поскольку там жилищный рынок все-таки работает в немного других условиях, чем в среднем по стране).

Кроме того, привлекательность материнского капитала не только не снизилась, но и существенно выросла за эти годы в связи с существенным снижением процентных ставок по ипотеке. Теперь при приобретении квартиры в кредит вклад материнского капитала (несмотря на то, что его индексация не проводится уже несколько лет) в относительном выражении может составлять более существенную сумму, чем до 2015 года, поскольку сейчас существенно снизился общий объем переплаты по процентам за ипотечный кредит.

По данным статистики, более половины квартир в стране в 2017 году было приобретено в ипотеку, и в 40% таких сделок используется материнский капитал. При этом средний возраст ипотечных заемщиков за время действия программы маткапитала снизился на 14 лет — то есть зачастую это молодые семьи, которые еще не успели накопить средств на самостоятельную покупку жилья, но имеют стабильный доход и двоих детей.

В связи с этим решение Правительства не индексировать материнский капитал до 2020 года кажется отчасти логичным и оправданным, поскольку благодаря стабилизации финансового сектора страны у многих семей сейчас открывается больше возможностей для использования сертификата на покупку жилья с минимальной переплатой, чем это было до 2015 года. Это, в частности, отмечается многими экспертами.

Выплаты многодетным семьям на третьего ребенка до 3 лет (изменения)

С 1 января 2018 года вступили в силу изменения, внесенные Президентом России Владимиром Путиным в один из своих майских указов 2012 года — «О мерах по реализации демографической политики РФ». В соответствии с этими изменениями, утвержденными новым указом Президента от 18.10.2017 г. № 487, ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) на третьего ребенка до 3 лет будет выплачиваться в тех регионах страны, в которых «величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2».

Напомним, этот показатель характеризует среднее количество детей, рожденных одной женщиной в текущем поколении. В соответствии с этим указом выплата может вернуться в большинство из тех регионов страны, в которых она была отменена в 2016-2017 гг. из-за того, что была достигнута средняя по стране величина суммарного коэффициента рождаемости (за 2016 год этот показатель по данным Росстата в среднем по стране составил 1.762, причем для городского населения — 1.672, а для проживающих в сельской местности — 2.056).

Список 60 регионов, удовлетворяющих критерию предоставления ежемесячного пособия на 3-го ребенка до 3 лет в 2018 году в России, утвержден распоряжением Правительства от 18 ноября 2017 года № 2565-р.

Напомним, эта выплата предоставляется малоимущим семьям при рождении или усыновлении ребенка, являющегося в семье третьим или последующим, в размере прожиточного минимума на ребенка, установленного в регионе. Финансирование на нее выделяется смешанное: часть средств идет из регионального бюджета, а остальное выделяется на условиях софинансирования из госбюджета.

  • Согласно последнему на данный момент докладу Правительства о ходе выполнения «майских указов», средний размер ЕДВ на третьего ребенка по состоянию на 1 января 2017 года составлял 9824 рубля.
  • Меньше всего эта выплата составляет в традиционно «многодетных» регионах страны, которые ввели ее по собственной инициативе (3000 рублей в Республике Хакасия и Башкортостане), а больше всего — в малочисленных по населению северных регионах (20849 рублей в Ненецком автономном округе) на условиях софинансирования из госбюджета.

В 2017 году выплата предоставлялась всего более чем в 60 регионах страны, из них только в 50 — на условиях федерального софинансирования (в них суммарный коэффициент рождаемости был ниже среднего по стране). Остальные регионы предоставляли многодетным семьям аналогичную выплату из собственного бюджета без федеральной поддержки. Многие из этих регионов с 2018 года получили возможность выплачивать пособия за третьего и последующего ребенка с поддержкой федерального бюджета.

Всего за время реализации указа Владимира Путина от 07.05.2012 г. № 606 (то есть с 1 января 2013 года) эта выплата в регионах с демографической ситуацией, признанной неблагоприятной, была назначена 77.1% семей, в которых за это время были рождены третий ребенок или последующие.


Все новости